2. Основные задачи. Основными задачами библиотеки являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование поставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 1. 3. Основные функции. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения; б) создает информационную продукцию; в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся; г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников; д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся. 2. 4. Организация деятельности библиотеки. Наличие укомплектованной библиотеки в школе обязательно. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки. Школа создает условия для сохранности имущества библиотеки. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка. 3. 4. 5. 6. 5. Управление. Штаты. 7. 8. 9. 10. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель школы. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, уставом школы. Библиотекарь назначается директором школы. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает методист по учебным фондам и школьным библиотекам комитета по образованию администрации МО Чернский район. 12. Библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) планово-отчетную документацию; в) технологическую документацию. 11. 6. Права и обязанности библиотеки. 13. Библиотекарь имеет право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения; б) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; в) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; д) участвовать в управлении школой в порядке, определяемом уставом этого учреждения; е) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования; к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 27. Библиотекарь обязан: а) обеспечить пользователям возможность работы с ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) обеспечить научную организацию фондов; г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; д) совершенствовать библиотечное обслуживание пользователей; е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения; з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения; и) повышать квалификацию; к) проводить сверку имеющейся и поступающей литературы в школу со списком экстремистских материалов. 7. Права и обязанности пользователей библиотеки. 35.Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; б) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; в) получать на временное пользование печатные издания и другие источники информации; г) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; д) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; е) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы; 36. Пользователи библиотеки обязаны: а) соблюдать правила пользования библиотекой; б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки; г) пользоваться ценными справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом Библиотекаря. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4 классов); ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой; и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении. 37. Порядок пользования библиотекой: а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (законных представителей) обучающихся – по паспорту; б) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 38. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования документами: - учебники, учебные пособия – учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература – 1 месяц; - периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.