Рабочая программа Окружающий мир для 4 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области

Администрация МО Чернский район

МКОУ "ЧНОШ "Росинка"

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
Директор школы
Т.В. Саримсакова.
Протокол №1
от "29" августа 2022 г.

_Т.В. Саримсакова
Приказ №34.1
от "29"августа 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1077820)
учебного предмета
«Окружающий мир»

для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составители: Гарнеева Елена Алексеевна
Гнибида Татьяна Ивановна,
учителя начальных классов

п. Чернь 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе
начальной школы.
Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий —
познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами
учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших
школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания
обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика
деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения,
опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в
речевой, изобразительной, художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к
истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения
взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии
с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления

культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам,
мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей
всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у
обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и
познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68
часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина
Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие
достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности,
история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения
духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного
единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре,
истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда,
духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся
люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты
списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их
национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по
исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники
планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение
Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы,
овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России.
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы,
их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и
водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы
и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3
объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и
животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон,
охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и
природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и
животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга
(отдельные примеры).
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование

маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в
общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения
велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста.
Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных
образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа
в Интернет.
Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
— устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
— конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде
обитания;
— моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма
поверхности);
— соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
— классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией:
— использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать
объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных
ресурсов школы;
— использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари,
справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода);
— на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему,
подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг,
соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного
природного и культурного наследия;
— характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем
органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
— создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма
вредных привычек;
— описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты,
справедливости и др.;
— составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных
изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
— составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
— создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках
изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и
возможные ошибки;
— контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия
при необходимости;
— адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
— находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность:
— выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель,
подчинённый, напарник, член большого коллектива;
— ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности,
объективно оценивать свой вклад в общее дело;
— анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования
инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему
и другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию
их индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин
формационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях
на основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам,
проводимым под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его

последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую,
аудиовизуальную информацию;
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание)
и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и
явлениях природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки,
фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:

1) Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению
учебной задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с не большой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости
корректировать их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных
целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других
народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в
социуме;
— показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы,
равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
— показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
— находить место изученных событий на «ленте времени»;
— знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
— соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами
истории России;

— рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории
России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;
— описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные
признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
— проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием
простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам
безопасного труда;
— распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
— группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая
признак для группировки; проводить простейшие классификации;
— сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных
характерных свойств;
— использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и
процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в
природе своей местности, причины смены природных зон);
— называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за
рубежом (в пределах изученного);
— называть экологические проблемы и определять пути их решения;
— создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
— использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации,
ответов на вопросы;
— соблюдать правила нравственного поведения на природе;
— осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
— соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной
инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах
отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
— соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
— осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в
Интернете.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов
и тем программы

Количество часов
всего

контрольные практические
работы
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек и природа.
1.1.

Солнце — ближайшая к
нам звезда, источник
света и тепла для всего
живого на Земле.

1

0

0.25

02.09.2022

Учебная беседа;
диалог;
рассказ учителя;
работа с
иллюстративным
материалом;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6109/main/224675/
https://videouroki.net/tests/tiest-solntsie-blizhaishaia-zviezda.html

1.2.

Характеристика планет
Солнечной системы.
Естественные спутники
планет.

1

0

0.25

06.09.2022

Обсуждение
выступлений
учащихся
(дифференцированное
задание) о планетах;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6109/train/224677/
https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/4_klass/interaktivnyj_test_planety_solnechnoj_sistemy/239-1-0-53248

1.3.

Смена дня и ночи на
Земле. Вращение Земли
как причина смены дня
и ночи.

1

0

0.25

09.09.2022

Рассматривание и
обсуждение схемы:
вращение Земли
вокруг своей оси —
причина смены дня и
ночи;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://www.youtube.com/watch?v=RvaaU1AiCuo
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-poznaniyu-mira-na-temu-vrashenie-zemli-vokrug-osi-smena-dnya-i-nochi-4-klass-4921918.html

1.4.

Обращение Земли
вокруг Солнца и смена
времён года.

1

0.25

0.25

13.09.2022

Игра-соревнование по
теме «Клуб
астрономов»: зададим
друг другу вопросы о
Солнечной системе;

Устный опрос;
Тестирование;

https://interneturok.ru/lesson/geografy/5-klass/planeta-zemlya/dvizheniya-zemli

1.5.

Формы земной
2
поверхности: равнины,
горы, холмы, овраги
(общее представление,
условное обозначение
равнин и гор на карте).
Равнины и горы России.

0

0.5

16.09.2022
20.09.2022

Работа с картой:
равнины и горы на
территории РФ,
крупнейшие реки и
озёра; моря,
омывающие Россию;

Устный опрос;

https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/prezentacija_k_uroku_54_formy_zemnoj_poverkhnosti/237-1-0-66455

Особенности
поверхности родного
края (краткая
характеристика на
основе наблюдений).

1

0

Описание объектов
родного края:
название, место
расположения, общая
характеристика;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://infourok.ru/poverhnost-tulskogo-kraya-prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-dlya-klassa-k-uchebniku-pleshakova-727072.html

Водоёмы, их
разнообразие (океан,
море, озеро, пруд); река
как водный поток.

2

Учебная беседа;
диалог с учителем;
рассказ учителя;
работа с
иллюстративным
материалом;;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5535/main/296111/

Крупнейшие реки и
озёра России, моря,
омывающие её берега,
океаны. Использование
человеком водоёмов и
рек.

2

Работа с картой:
равнины и горы на
территории РФ,
крупнейшие реки и
озёра; моря,
омывающие Россию;

Устный опрос;
Практическая
работа;

1.6.

1.7.

1.8.

0

0

0.25

0.5

0.5

23.09.2022

27.09.2022
30.09.2022

04.10.2022
07.10.2022

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/2-klass/otpravimsia-v-puteshestviia-293340/osobennosti-form-zemnoi-poverkhnosti-301312/rebbda6382-0cd4-4e4c-93d3-3728c3c23aca

https://easyen.ru/load/kraevedene/tulskaja_oblast/formy_relefa_tulskoj_oblasti/442-1-0-9160

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/4-klass/krai-v-kotorom-ty-zhivesh-728423/vodnye-obekty-tvoego-kraia-4280705/re-84f7a242-7af5-46538cc4-f4be2b84e28c
https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/4-klass/osobennosti-prirody-rossii-728422/vodnye-obekty-rossii-766492/re-a4553bb4-4e39-450f-abc0574087f3b79c
https://100urokov.ru/predmety/vodnye-obekty-rossii

1.9.

Водоёмы и реки родного
края: названия,
краткая
характеристика.

1

1.10.

Наиболее значимые
природные объекты
списка Всемирного
наследия в России и
зарубежом.

2

0.25

0.5

1.11.

Охрана природных
богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых,
растительного и
животного мира.
Международная
Красная книга (3—4
примера).

2

0

0.25

Правила нравственного
поведения в природе.

1

1.12.

0

0.25

0.25

0.25

11.10.2022

Описание объектов
родного края:
название, место
расположения, общая
характеристика;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://zen.yandex.ru/media/id/609d32bd151f615f31755581/vodoemy-tulskogo-kraia-reki-612e517ce9fa270869ccd99a

14.10.2022
18.10.2022

Рассказ учителя,
работа с
иллюстративным
материалом:
природные объекты
списка Всемирного
наследия в России и за
рубежом (в России —
озеро Байкал, остров
Врангеля, вулканы
Камчатки, Ленские
столбы; в мире —
остров Пасхи (Чили);
дорога гигантов
(Северная Ирландия);
бухта Халонг
(Вьетнам);
национальный парк
Тонгариро (Новая
Зеландия));
Обсуждение
результатов
проектной
деятельности по теме
«Объекты
Всемирного наследия
в России и в мире»;

Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-obekti-vsemirnogo-naslediya-klass-umk-shkola-rossii-2144114.html

21.10.2022
25.10.2022

Учебный диалог по
теме «Как люди
используют водоёмы
и реки для
хозяйственной
деятельности»;

Устный опрос;

https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/zemlya-i-chelovechestvo/mezhdunarodnaya-krasnaya-kniga

Работа в группах по
теме «Составление
памятки «Правила
поведения в
природе»;

Практическая
работа;
Тестирование;

28.10.2022

https://must-see.top/reki-tulskoy-oblasti/

https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-priroda-v-opasnosti-ohrana-prirodnyh-bogatstv-vody-vozduha-poleznyhiskopaemyh-rasti-4406601.html

https://easyen.ru/load/nachalnykh/igra/pravila_povedenija_v_lesu/217-1-0-35586

1.13.

1.14.

Природные зоны
России: общее
представление об
основных природных
зонах России: климат,
растительный и
животный мир,
особенности труда и
быта людей, охрана
природы.

9

Связи в природной зоне. 1

Итого по разделу

27

Раздел 2. Правила безопасной жизни.

1

0.25

2.5

0.25

08.11.2022
06.12.2022

09.12.2022

Учебный диалог по
теме «Почему
меняются природные
зоны?»;
Коллективное
формулирование
вывода: причиной
смены природных зон
является разная
освещённость
Солнцем поверхности
Земли;
Работа с текстом
учебника:
особенности разных
природных зон;
Работа в паре: анализ
схем, иллюстраций по
теме «Какие
организмы обитают в
природных зонах»;
Рассказ учителя об
освоении природных
богатств в природных
зонах и возникших
вследствие этого
экологических
проблемах;
Работа в группах:
создание описания
одной из природных
зон по самостоятельно
составленному плану
(с использованием
дополнительной
информации, в том
числе из Интернета);

Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3895/conspect/224702/

Составление рассказарассуждения по теме
«Как животные
приспосабливаются к
условиям жизни»;
Учебный диалог по
теме «Экологические
связи в природной
зоне»;
Моделирование
характерных цепей
питания в изучаемой
природной зоне;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-prirodnie-zoni-klass-3879106.html

https://easyen.ru/load/chtenie/4_klass/interaktivnyj_test_k_uroku_po_teme_a_i_kuprinabarbos_i_zhulka/391-1-0-75486
https://learningapps.org/view952040

2.1.

Здоровый образ жизни:
профилактика вредных
привычек.

1

0

0.25

13.12.2022

Учебный диалог по
теме «Послушаем
друг друга: как я
выполняю правила
безопасной жизни»;
Анализ ситуаций по
теме «Что может
произойти, если…»,
обсуждение
результатов работы
групп;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5475/main/98950/

2.2.

Безопасность в городе.
Планирование
безопасных маршрутов
с учётом транспортной
инфраструктуры
города; правила
безопасного поведения
велосипедиста
(дорожные
знаки, дорожная
разметка, сигналы и
средства защиты
велосипедиста).

2

0

0.5

15.12.2022
20.12.2022

Работа в группах:
составление текста по
теме, «Какие
опасности можно
встретить на улице, в
зонах отдыха, в
общественных
местах»;
Ролевая игра по теме
«Знаем ли мы правила
езды на велосипеде
(роли: велосипедисты,
сотрудники ГИБДД,
маленькие дети);

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-puteshestvie-v-gorod-bezopasnost-3037331.html

2.3.

Безопасность в
Интернете (поиск
достоверной
информации опознание
государственных
образовательных
ресурсов и детских
развлекательных
порталов) в условиях
контролируемого
доступа в Интернет.

1

0.25

0.25

22.12.2022

Учебный диалог по
теме «Послушаем
друг друга: как я
выполняю правила
безопасной жизни»;
Рассказ учителя по
теме «Чем может быть
опасен Интернет. Как
правильно искать
информацию в
Интернете»;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://infourok.ru/urok-bezopasnost-shkolnikov-v-seti-internet-1296656.html
https://onlinetestpad.com/ru/test/140841-bezopasnost-v-seti-internet

Итого по разделу

4

Раздел 3. Человек и общество.
3.1.

Государственное
устройство РФ (общее
представление).

1

0

0.25

27.12.2022

Работа с политикоадминистративной
картой РФ:
определение
местонахождения
республик РФ, краёв,
крупнейших областей
и городов России;
Чтение и обсуждение
текстов учебника,
объяснения учителя;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/main/

3.2.

Конституция —
основной закон
Российской
Федерации. Права и
обязанности
гражданина РФ.

1

0

0.25

29.12.2022

Чтение статей
Конституции РФ о
правах граждан РФ;
Рассказ учителя по
теме «Забота о
детстве — главная
особенность нашего
государства»;

Устный опрос;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5734/conspect/160161/

3.3.

Президент РФ — глава
государства. Политикоадминистративная
карта России. Города
России.

1

0.25

0.25

17.01.2023

Работа с политикоадминистративной
картой РФ:
определение
местонахождения
республик РФ, краёв,
крупнейших областей
и городов России;
Чтение и обсуждение
текстов учебника,
объяснения учителя;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/4-klass/istoriia-sovremennoi-rossii-728426/prava-i-obiazannosti-grazhdan-rossii-6586706/re-d56a4715a355-4808-9241-97aa61f5b2cd

3.4.

Общая характеристика 2
родного края: природа,
главный город,
важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники.

0.25

0.25

19.01.2023
24.01.2023

Работа с политикоадминистративной
картой РФ:
определение
местонахождения
республик РФ, краёв,
крупнейших областей
и городов России;
Игра-соревнование по
теме «Знаем ли мы
свой родной край?»;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-priroda-tulskoy-oblasti-2032404.html

Государственные
праздники в жизни
российского общества:
Новый год, День
защитника Отечества,
Международный
женский день, День
весны и труда, День
Победы, День России,
День народного
единства, День
Конституции.

1

0.25

Чтение и обсуждение
текстов учебника,
объяснения учителя;
Учебный диалог по
теме
«Государственные
праздники России»;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Тестирование;

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/06/23/gosudarstvennye-prazdniki

Праздники и памятные
даты своего региона.
Характеристика
отдельных
исторических событий,
связанных с ним.

1

Работа в парах по
теме «Рассказ о
любом празднике РФ
или своего региона»;

Устный опрос;

https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-den-tuli-itulskoy-oblasti-431903.html

3.5.

3.6.

0.25

0.25

0.25

26.01.2023

31.01.2023

https://urok.1sept.ru/articles/645267
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/03/20/geograficheskoe-polozhenie-tulskoy-oblasti-i-plavskogo-rayona

https://urok.1sept.ru/articles/586638

https://urok.1sept.ru/articles/505296

3.7.

3.8.

История Отечества
«Лента времени» и
историческая карта.

22

Наиболее важные и
яркие события
общественной и
культурной жизни
страны в разные
исторические периоды:
государство Русь,
Московское
государство, Российская
империя, СССР,
Российская Федерация.

2

2

0.5

4

0.5

02.02.2023
23.03.2023

04.04.2023
06.04.2023

Практическая работа
по теме «Определение
по «ленте времени»
времени (века), в
котором происходили
исторические
события»;
Обсуждение
рассказов учителя,
текста учебника о
быте, традициях,
культуре Древней
Руси;
Экскурсия в
художественный
музей, просмотр
видеофрагментов,
иллюстраций и
других материалов на
темы «Искусство
Древней Руси»,
«Ремёсла в Древней
Руси», «Образование
от Древней Руси до
XIX века»,
«Московское
государство»,
«Искусство ХIХ
века», «Искусство ХХ
века» (по выбору);

Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7520/conspect/253249/

Обсуждение
рассказов учителя,
текста учебника о
быте, традициях,
культуре Древней
Руси;
Просмотр
видеофрагментов,
иллюстраций, чтение
текстов учебников (по
выбору) на тему
«Объекты
Всемирного
культурного наследия
в России и за
рубежом»;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/subject/lesson/5735/conspect/290060/

https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-istorii-otechestva-na-temu-istoriya-beskonechnaya-lenta-vremeni-3546788.html

3.9.

Картины быта, труда;
духовно-нравственные
и культурные традиции
людей в разные
исторические времена.

2

0.5

0.5

11.04.2023
13.04.2023

Обсуждение
рассказов учителя,
текста учебника о
быте, традициях,
культуре Древней
Руси;
Экскурсия в
художественный
музей, просмотр
видеофрагментов,
иллюстраций и
других материалов на
темы «Искусство
Древней Руси»,
«Ремёсла в Древней
Руси», «Образование
от Древней Руси до
XIX века»,
«Московское
государство»,
«Искусство ХIХ
века», «Искусство ХХ
века» (по выбору);

Устный опрос;
Тестирование;

https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_okruzhayuschemu_miru_na_temu_kultura_byt_i_nravy_rossii_v_xiii_xv_vekah_4_klass_okruzhayuschij_mir166689

3.10.

Выдающиеся люди
разных эпох как
носители базовых
национальных
ценностей.

1

0.25

0

18.04.2023
20.04.2023

Учебный диалог по
теме «Как выполняли
свой долг защиты
Отечества в разные
исторические времена
граждане России (на
примере
Отечественной войны
1812 г., Великой
Отечественной войны
(1941—1945 гг. )»;

Устный опрос;
Контрольная
работа;

https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayushemu-miru-4-klass-po-teme-istoriya-otechestva-vydayushiesya-lyudi-raznyh-epoh-kak-nositelibazovyh-n-4083650.html

3.11.

Наиболее значимые
объекты списка
Всемирного
культурного наследия в
России и зарубежом (3—
4 объекта). Охрана
памятников истории и
культуры.

1

0.25

0.5

25.04.2023
27.04.2023

Просмотр
видеофрагментов,
иллюстраций, чтение
текстов учебников (по
выбору) на тему
«Объекты
Всемирного
культурного наследия
в России и за
рубежом»;
Учебный диалог по
теме «Как охраняются
памятники истории и
культуры»;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-geografii-na-temu-obekti-vsemirnogo-naslediya-yunesko-v-rossii-3892633.html

3.12.

Посильное участие в
охране памятников
истории и культуры
своего края.

1

0

1

02.05.2023
04.05.2023

Учебный диалог по
теме «Как охраняются
памятники истории и
культуры»;

Практическая
работа;

https://sputnik71.ru/o-tule/dostoprimechatelnosti-tulskoj-oblasti/dostoprimechatelnosti-cherni-i-chernskogo-rajona.html

3.13.

Правила нравственного
поведения, культурные
традиции людей в
разные исторические
времена.

1

0.25

0.25

11.05.2023
18.05.2023

Создание памятки
нравственного
поведения;

Практическая
работа;

https://uchitelya.com/obschestvoznanie/174831-prezentaciya-kulturnye-tradicii-i-normy-etiketa-russkoy-narodnosti.html

Итого по разделу

37

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

68

7

16

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Что изучает астрономия?
1
Солнце — ближайшая к
нам звезда, источник света
и тепла для всего живого
на Земле.

0

0.25

01.09.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

2.

Характеристика планет
1
Солнечной системы.
Естественные спутники
планет.Смена дня и ночи
на Земле. Вращение Земли
как причина смены дня и
ночи. Обращение Земли
вокруг Солнца и смена
времён года.

0.25

0.25

06.09.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

3.

Что изучает экология?
Охрана природных
богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых,
растительного и
животного мира.

1

0

0.25

08.09.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

4.

Экологические проблемы
и пути их решения.
Международная Красная
книга (3—4 примера).
Правила нравственного
поведения в природе.

1

0

0.25

13.09.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

5.

Экологические проблемы 1
и пути их решения.
Красная книга России и
Тульской области ( по 3—
4 примера). Правила
нравственного поведения в
природе.

0.25

0.25

15.09.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

6.

Всемирное природное
наследие. Наиболее
значимые природные
объекты списка
Всемирного наследия в
России.

1

0

0.25

20.09.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

7.

Всемирное природное
наследие. Наиболее
значимые природные
объекты списка
Всемирного наследия за
рубежом.

1

0

0.25

22.09.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

8.

Охрана памятников
1
истории и культуры.
Посильное участие в
охране памятников
истории и культуры своего
края. Правила
нравственного поведения,
культурные традиции
людей.

0.25

0.25

27.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

9.

Безопасность. Полезные и
вредные привычки.
Правила безопасной
жизни. Здоровый образ
жизни: профилактика
вредных привычек.

1

0

0.25

29.09.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

10. Безопасность в городе.
1
Планирование безопасных
маршрутов с учётом
транспортной
инфраструктуры города,
поселка.

0

0.25

04.10.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

11. Безопасность
велосипедиста. Правила
безопасного поведения
велосипедиста (дорожные
знаки, дорожная разметка,
сигналы и средства
защиты велосипедиста).

0.25

0.25

06.10.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

1

12. Безопасность в городе.
1
Планирование безопасных
маршрутов с учётом
транспортной
инфраструктуры города.
Безопасность на улицах,
детских площадках,
парках.

0.25

0.25

11.10.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;
Диктант;

13. Безопасность в Интернете 1
(поиск достоверной
информации опознание
государственных
образовательных ресурсов
и детских развлекательных
порталов) в условиях
контролируемого доступа
в Интернет.

0.25

0.25

13.10.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

14. Что изучает география?
Формы земной
поверхности: равнины,
горы, холмы, овраги
(общее представление,
условное обозначение
равнин и гор на карте).

1

0

0.25

18.10.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

15.

Равнины России. Формы
земной поверхности:
равнины, холмы, овраги
(общее представление,
условное обозначение на
карте). Особенности
поверхности родного края
(краткая характеристика
на основе наблюдений).

1

0

0.25

20.10.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

16. Горы России: общее
представление, условное
обозначение гор на карте.
Охрана природных
богатств, растительного и
животного мира.
Международная Красная
книга (3—4 примера).
Правила нравственного
поведения в природе

1

0.25

0.25

25.10.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

17. Водоёмы, их разнообразие 1
(океан, море, озеро, пруд);
река как водный поток.
Крупнейшие реки и озёра
России, моря, омывающие
её берега, океаны.

0

0.25

27.10.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

18. Водоёмы и реки родного
края: названия, краткая
характеристика. Наиболее
значимые природные
объекты списка
Всемирного наследия в
России и за рубежом.

0

0.25

08.11.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

19. Значение водоемов и их
1
охрана. Правила
нравственного поведения в
природе.

0.25

0.25

10.11.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

20. Как солнце, вода и ветер
изменяют поверхность
суши. Охрана природных
богатств: воды, воздуха,
полезных ископаемых.
Международная Красная
книга (3—4 примера).
Правила нравственного
поведения в природе

1

0

0.25

15.11.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

21. Как деятельность человека 1
изменяет поверхность
суши. Природные
заповедники и охраняемые
природные зоны России и
Тульской области.

0

0.25

17.11.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

22. Природные зоны России:
общее представление об
основных природных
зонах России: климат,
растительный и животный
мир, особенности труда и
быта людей, охрана
природы. Связи в
природной зоне.

0

0.25

22.11.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

1

1

23. Зона арктических пустынь: 1
климат, растительный и
животный мир,
особенности труда и быта
людей, охрана природы.
Связи в природной зоне

0.25

0.25

24.11.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

24. Тундра: климат,
растительный и животный
мир, особенности труда и
быта людей, охрана
природы. Связи в
природной зоне

1

0

0.25

29.11.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

25. Тайга: климат,
растительный и животный
мир, особенности труда и
быта людей, охрана
природы. Связи в
природной зоне

1

0

0.25

01.12.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

26. Зона смешанных и
широколиственных лесов:
климат, растительный и
животный мир,
особенности труда и быта
людей, охрана природы.
Связи в природной зоне

1

0.25

0.25

06.12.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

27. Лес и человек.
Использование и охрана
лесных богатств.

1

0

0.25

08.12.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

28. Степь: климат,
растительный и животный
мир, особенности труда и
быта людей, охрана
природы. Связи в
природной зоне

1

0

0.25

13.12.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

29. Пустыня: климат,
растительный и животный
мир, особенности труда и
быта людей, охрана
природы. Связи в
природной зоне

1

0

0.25

15.12.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

30. Субтропики: климат,
растительный и животный
мир, особенности труда и
быта людей, охрана
природы. Связи в
природной зоне

1

0

0.25

20.12.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

31. Что изучает история?
Человек и общество.
История Отечества.

1

0.5

0.25

22.12.2022 Устный опрос;
Контрольная
работа;
Практическая
работа;

32. «Лента времени» и
историческая карта.
Наиболее важные и яркие
события общественной и
культурной жизни страны
в разные исторические
периоды

1

0

0.25

27.12.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

33. Как образовалось
государство Русь?
Картины быта, труда;
духовно-нравственные и
культурные традиции
людей

1

0

0.25

29.12.2022 Устный опрос;
Практическая
работа;

34. Первые русские князья.
Наиболее важные и яркие
события общественной и
культурной жизни страны
в исторические периоды.

1

0

0.25

17.01.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

0.25

0.25

19.01.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

35. Культура Руси. Картины
1
быта, труда; духовнонравственные и
культурные традиции
людей. Выдающиеся люди
разных эпох как носители
базовых национальных
ценностей. Правила
нравственного поведения,
культурные традиции
людей.

36. Нашествие Батыя.
1
Трудные времена на
Русской земле. Феодальная
раздробленность Руси в
середине 12 века.
Монгольское иго.

0

0.25

24.01.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

37. Князь Александр Невский. 1
Защита Северо-Западных
рубежей. Битва на
Чудском озере.

0

0.25

26.01.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

38. Куликовская битва. Поход 1
Мамая на Русь.
Подготовка объединенного
русского войска под
командованием
московского князя
Дмитрия Ивановича.
Поединок Пересвета и
Челубея. Ход Куликовской
битвы. Победа русских
войск.

0.25

0.25

31.01.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

39. Иван Третий.
1
Противостояние на Угре.
Падение монгольского ига.
Объединение княжеств
вокруг Москвы.
Возникновение единого
независимого Российского
государства со столицей в
Москве. Кремль - символ
Москвы. Герб .

0

0.25

02.02.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

40. Иван IV. Расширение
территории России при
Иване Грозном . Мастер
печатных дел. Начало
книгопечатания в России.
Первопечатник Иван
Федоров. Здравствуй,
Сибирь!

0

0.25

07.02.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

1

41. Как жили на Руси в XVXVI вв. Картины быта,
труда; духовнонравственные и
культурные традиции
людей. Выдающиеся
люди как носители
базовых национальных
ценностей. Правила
нравственного поведения,
культурные традиции
людей .

1

0.25

0.25

09.02.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

42.

1

0

0.25

14.02.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

1

0

0.25

16.02.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

Михаил Васильевич
1
Ломоносов. Биография
Ломоносова.
Энциклопедический
характер его деятельности.
Основание Московского
университета.

0

0.25

21.02.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

0.25

0.25

28.02.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
Диктант;

Патриоты России. Смута.
Польская интервенция.
Народное ополчение под
руководством Кузьмы
Минина и Дмитрия
Пожарского.
Освобождение Москвы.
Избрание на царство
Михаила Романова.

43. Петр Великий. Реформы
Петра. Основание
Петербурга. Создание
русского флота. Петр первый российский
император.
44.

45. Екатерина Великая.
1
Екатерина продолжательница реформ
Петра. Личные качества
императрицы.
Продолжение
строительства Петербурга.
Дворяне и крепостные
крестьяне. Знаменитые
военачальники.

46. Отечественная война 1812 1
года. Вторжение в Россию
армии Наполеона.
Отступление русской
армии. Назначение М.И.
Кутузова
главнокомандующим.
Бородинская битва. Пожар
Москвы. Партизанское
движение. Победа над
Наполеоном.

0

0.25

02.03.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

47. Страницы истории 19 века. 1
Декабристы, основные
идеи движения,
выступление 14 декабря
1825 года.

0

0.25

07.03.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

48. Освобождение крестьян от 1
крепостной зависимости в
1861 году, его значение.
Технические достижения
России в 19 веке.

0

0.25

09.03.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

49. Новые времена в жизни
1
страны. Россия вступает в
20 век. Николай второй последний император
России. Возникновение
политических партий.
В.И.Ленин и партия
большевиков. Февральская
революция 1917 года.
Гражданская война.
Гибель царской семьи.
Победа большевиков.

0.25

0.25

14.03.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

50. Наиболее значимые
1
объекты списка
Всемирного культурного
наследия в России и за
рубежом (3—4 объекта).
Охрана памятников
истории и культуры.
Посильное участие в
охране памятников
истории и культуры своего
края.

0.25

0.25

16.03.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

51. Страницы истории 1920 - 1
1930 -х годов.
Образование Советского
Союза. Переход
предприятий в
собственность
государства. Борьба с
неграмотностью.
Изменения в жизни города
и деревни. Репрессии 1930
-х годов.

0

0.25

21.03.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

52. Великая Отечественная
война и великая победа.
«Всё для фронта! Всё для
победы». Героическая
летопись Великой
Отечественной.
Выдающиеся полководцы
как носители базовых
национальных ценностей

0.25

0.25

23.03.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа;

53. Тыл в годы войны. Победа 1
над фашизмом. Охрана
памятников истории и
культуры. Посильное
участие в охране
памятников истории и
культуры своего края.
Правила нравственного
поведения, культурные
традиции людей.

0

0.25

04.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

54. Восстановление народного 1
хозяйства. Героический
труд людей в
послевоенное время.

0.25

0.25

06.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

1

55. Научные достижения ХХ
века. Страна, открывшая
путь в космос. Начало
освоения космоса в 1957
году. Юрий Гагарин первый космонавт Земли.
Космическая станция
"Мир". МКС. Развитие
СССР до 1980 -х годов:
достижения и проблемы.
Перестройка. Распад
СССР.

1

0

0

11.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

56. Президент РФ — глава
1
государства Понятие о
федеративном устройстве
России. Государственное
устройство РФ: Президент,
Федеральное собрание,
Правительство. Политикоадминистративная карта
России.

0

0.25

13.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

57. Конституция — Основной
закон Российской
Федерации. Права и
обязанности гражданина
РФ.Всеобщая Декларация
прав человека, Конвенция
о правах ребенка.

1

0.25

0.25

18.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;

58. Россия многонациональная
страна. Основные религии
народов России:
православие, ислам,
иудаизм, буддизм.
Святыни родного края.

1

0.25

0.25

20.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

59. Мы - граждане России.
Понятие о гражданстве.
Права и обязанности
гражданина России.

1

0

0.25

25.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

60. Символы России и твоего 1
края. Государственные
герб, флаг, гимн. Их
история, значение в жизни
государства и общества.
Уважение к
государственным
символам - уважение к
родной стране.

0

0.25

27.04.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

61.

0.25

0.25

02.05.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Государственные
1
праздники в жизни
российского общества:
Новый год, День
защитника Отечества,
Международный женский
день, День весны и труда,
День Победы, День
России, День народного
единства, День
Конституции. Праздники и
памятные даты своего
региона. Характеристика
отдельных исторических
событий, связанных с ним.

62. Современная Россия.
Дальний Восток. Общая
характеристика края:
природа, главный город,
важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники.

1

0

0.25

04.05.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

63.

1

0

0.25

11.05.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

Сибирь. Общая
характеристика края:
природа, главный город,
важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники.

64. Урал. Общая
характеристика края:
природа, главный город,
важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники.

1

0

0.25

16.05.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

65. Северные города России.
Общая характеристика
края: природа, главный
город, важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники.
Политикоадминистративная карта.

1

0

0.25

18.05.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

66. ВПР

1

1

0

23.05.2023 ВПР;

67. Города Центральной
России. Политикоадминистративная карта.
Общая характеристика
края: природа, главный
город, важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники.

1

0

0

25.05.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

68. Города на Волге и юге
России. Политикоадминистративная карта.
Общая характеристика
края: природа, главный
город, важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники.

1

0.25

0

30.05.2023 Устный опрос;
Практическая
работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

16

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для ОО в 2 ч. М.: Просвещение, 2020
Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2 ч. М.: Просвещение, 2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для ОО в 2 ч. М.: Просвещение, 2020
Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2 ч. М.: Просвещение, 2022
Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 4
класс.
Плешаков А.А. Рабочая программа по окружающему миру.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/
Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для
общего образования http://www.ndce.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
https://www.yaklass.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук
Интерактивная панель
Пробуки для обучающихся
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием
обучения.
Глобус
Физическая и политическая карта РФ
Карта природных зон
Гербарии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 06.02.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(48756)2-24-50

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».