МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Тульской области Администрация МО Чернский район МКОУ "ЧНОШ "Росинка" УТВЕРЖДЕНО Директор школы РАССМОТРЕНО педагогическим советом Директор школы Т.В. Саримсакова. Протокол №1 от "29" августа 2022 г. _Т.В. Саримсакова Приказ №34.1 от "29"августа 2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1077820) учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год Составители: Гарнеева Елена Алексеевна Гнибида Татьяна Ивановна, учителя начальных классов п. Чернь 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 4 классе начальной школы. Содержание обучения в 4 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за четвертый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 4 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 4 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: — формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; — развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся; — развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: — раскрытие роли человека в природе и обществе; — освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и общество Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах. Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры). Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия: — устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека; — конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; — моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); — соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне; — классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов. Работа с информацией: — использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных ресурсов школы; — использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и Интернет (в условиях контролируемого выхода); — на основе дополнительной информации делать сообщения (доклады) на предложенную тему, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы. Коммуникативные универсальные учебные действия: — ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; — характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; — создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; — описывать ситуации проявления нравственных качеств — отзывчивости, доброты, справедливости и др.; — составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); — составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»; — создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного). Регулятивные универсальные учебные действия: — самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; — контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; — адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; — находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины. Совместная деятельность: — выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей — руководитель, подчинённый, напарник, член большого коллектива; — ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; — анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета "Окружающий мир" в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: — проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; — принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; — применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: — понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин формационной); — приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: — осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: — осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; — осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательныеуниверсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; — на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); — сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; — объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; — находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма 2) Базовые исследовательские действия: — проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; — определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; — формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; — моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: — использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; — читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); — соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: — в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; — признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; — использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; — находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; — готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; — выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; — находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с не большой помощью учителя); — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: — объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; — оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: — понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); — коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; — ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: — проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; — показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); — показывать на исторической карте места изученных исторических событий; — находить место изученных событий на «ленте времени»; — знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; — соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; — рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края; — описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона; — проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда; — распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; — группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации; — сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств; — использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); — называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); — называть экологические проблемы и определять пути их решения; — создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; — использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; — соблюдать правила нравственного поведения на природе; — осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; — соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.); — соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате; — осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в Интернете. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и природа. 1.1. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. 1 0 0.25 02.09.2022 Учебная беседа; диалог; рассказ учителя; работа с иллюстративным материалом; Устный опрос; https://resh.edu.ru/subject/lesson/6109/main/224675/ https://videouroki.net/tests/tiest-solntsie-blizhaishaia-zviezda.html 1.2. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. 1 0 0.25 06.09.2022 Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах; Устный опрос; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/6109/train/224677/ https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/4_klass/interaktivnyj_test_planety_solnechnoj_sistemy/239-1-0-53248 1.3. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. 1 0 0.25 09.09.2022 Рассматривание и обсуждение схемы: вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи; Устный опрос; Практическая работа; https://www.youtube.com/watch?v=RvaaU1AiCuo https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-poznaniyu-mira-na-temu-vrashenie-zemli-vokrug-osi-smena-dnya-i-nochi-4-klass-4921918.html 1.4. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. 1 0.25 0.25 13.09.2022 Игра-соревнование по теме «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе; Устный опрос; Тестирование; https://interneturok.ru/lesson/geografy/5-klass/planeta-zemlya/dvizheniya-zemli 1.5. Формы земной 2 поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. 0 0.5 16.09.2022 20.09.2022 Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Устный опрос; https://easyen.ru/load/okruzhajushhij_mir/2_klass/prezentacija_k_uroku_54_formy_zemnoj_poverkhnosti/237-1-0-66455 Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). 1 0 Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Устный опрос; Практическая работа; https://infourok.ru/poverhnost-tulskogo-kraya-prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-dlya-klassa-k-uchebniku-pleshakova-727072.html Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. 2 Учебная беседа; диалог с учителем; рассказ учителя; работа с иллюстративным материалом;; Устный опрос; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/5535/main/296111/ Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Использование человеком водоёмов и рек. 2 Работа с картой: равнины и горы на территории РФ, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию; Устный опрос; Практическая работа; 1.6. 1.7. 1.8. 0 0 0.25 0.5 0.5 23.09.2022 27.09.2022 30.09.2022 04.10.2022 07.10.2022 https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/2-klass/otpravimsia-v-puteshestviia-293340/osobennosti-form-zemnoi-poverkhnosti-301312/rebbda6382-0cd4-4e4c-93d3-3728c3c23aca https://easyen.ru/load/kraevedene/tulskaja_oblast/formy_relefa_tulskoj_oblasti/442-1-0-9160 https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/4-klass/krai-v-kotorom-ty-zhivesh-728423/vodnye-obekty-tvoego-kraia-4280705/re-84f7a242-7af5-46538cc4-f4be2b84e28c https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/4-klass/osobennosti-prirody-rossii-728422/vodnye-obekty-rossii-766492/re-a4553bb4-4e39-450f-abc0574087f3b79c https://100urokov.ru/predmety/vodnye-obekty-rossii 1.9. Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. 1 1.10. Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и зарубежом. 2 0.25 0.5 1.11. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Международная Красная книга (3—4 примера). 2 0 0.25 Правила нравственного поведения в природе. 1 1.12. 0 0.25 0.25 0.25 11.10.2022 Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика; Устный опрос; Практическая работа; https://zen.yandex.ru/media/id/609d32bd151f615f31755581/vodoemy-tulskogo-kraia-reki-612e517ce9fa270869ccd99a 14.10.2022 18.10.2022 Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия)); Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Объекты Всемирного наследия в России и в мире»; Письменный контроль; Практическая работа; https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-obekti-vsemirnogo-naslediya-klass-umk-shkola-rossii-2144114.html 21.10.2022 25.10.2022 Учебный диалог по теме «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности»; Устный опрос; https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/zemlya-i-chelovechestvo/mezhdunarodnaya-krasnaya-kniga Работа в группах по теме «Составление памятки «Правила поведения в природе»; Практическая работа; Тестирование; 28.10.2022 https://must-see.top/reki-tulskoy-oblasti/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-priroda-v-opasnosti-ohrana-prirodnyh-bogatstv-vody-vozduha-poleznyhiskopaemyh-rasti-4406601.html https://easyen.ru/load/nachalnykh/igra/pravila_povedenija_v_lesu/217-1-0-35586 1.13. 1.14. Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. 9 Связи в природной зоне. 1 Итого по разделу 27 Раздел 2. Правила безопасной жизни. 1 0.25 2.5 0.25 08.11.2022 06.12.2022 09.12.2022 Учебный диалог по теме «Почему меняются природные зоны?»; Коллективное формулирование вывода: причиной смены природных зон является разная освещённость Солнцем поверхности Земли; Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон; Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме «Какие организмы обитают в природных зонах»; Рассказ учителя об освоении природных богатств в природных зонах и возникших вследствие этого экологических проблемах; Работа в группах: создание описания одной из природных зон по самостоятельно составленному плану (с использованием дополнительной информации, в том числе из Интернета); Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; Тестирование; https://resh.edu.ru/subject/lesson/3895/conspect/224702/ Составление рассказарассуждения по теме «Как животные приспосабливаются к условиям жизни»; Учебный диалог по теме «Экологические связи в природной зоне»; Моделирование характерных цепей питания в изучаемой природной зоне; Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-prirodnie-zoni-klass-3879106.html https://easyen.ru/load/chtenie/4_klass/interaktivnyj_test_k_uroku_po_teme_a_i_kuprinabarbos_i_zhulka/391-1-0-75486 https://learningapps.org/view952040 2.1. Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. 1 0 0.25 13.12.2022 Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»; Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…», обсуждение результатов работы групп; Устный опрос; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/5475/main/98950/ 2.2. Безопасность в городе. Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста). 2 0 0.5 15.12.2022 20.12.2022 Работа в группах: составление текста по теме, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах»; Ролевая игра по теме «Знаем ли мы правила езды на велосипеде (роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети); Устный опрос; Практическая работа; https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-puteshestvie-v-gorod-bezopasnost-3037331.html 2.3. Безопасность в Интернете (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 1 0.25 0.25 22.12.2022 Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни»; Рассказ учителя по теме «Чем может быть опасен Интернет. Как правильно искать информацию в Интернете»; Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; https://infourok.ru/urok-bezopasnost-shkolnikov-v-seti-internet-1296656.html https://onlinetestpad.com/ru/test/140841-bezopasnost-v-seti-internet Итого по разделу 4 Раздел 3. Человек и общество. 3.1. Государственное устройство РФ (общее представление). 1 0 0.25 27.12.2022 Работа с политикоадминистративной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; Устный опрос; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/2921/main/ 3.2. Конституция — основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ. 1 0 0.25 29.12.2022 Чтение статей Конституции РФ о правах граждан РФ; Рассказ учителя по теме «Забота о детстве — главная особенность нашего государства»; Устный опрос; Практическая работа; https://resh.edu.ru/subject/lesson/5734/conspect/160161/ 3.3. Президент РФ — глава государства. Политикоадминистративная карта России. Города России. 1 0.25 0.25 17.01.2023 Работа с политикоадминистративной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/4-klass/istoriia-sovremennoi-rossii-728426/prava-i-obiazannosti-grazhdan-rossii-6586706/re-d56a4715a355-4808-9241-97aa61f5b2cd 3.4. Общая характеристика 2 родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. 0.25 0.25 19.01.2023 24.01.2023 Работа с политикоадминистративной картой РФ: определение местонахождения республик РФ, краёв, крупнейших областей и городов России; Игра-соревнование по теме «Знаем ли мы свой родной край?»; Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; https://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-priroda-tulskoy-oblasti-2032404.html Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. 1 0.25 Чтение и обсуждение текстов учебника, объяснения учителя; Учебный диалог по теме «Государственные праздники России»; Устный опрос; Письменный контроль; Тестирование; https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/06/23/gosudarstvennye-prazdniki Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. 1 Работа в парах по теме «Рассказ о любом празднике РФ или своего региона»; Устный опрос; https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-den-tuli-itulskoy-oblasti-431903.html 3.5. 3.6. 0.25 0.25 0.25 26.01.2023 31.01.2023 https://urok.1sept.ru/articles/645267 https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/03/20/geograficheskoe-polozhenie-tulskoy-oblasti-i-plavskogo-rayona https://urok.1sept.ru/articles/586638 https://urok.1sept.ru/articles/505296 3.7. 3.8. История Отечества «Лента времени» и историческая карта. 22 Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. 2 2 0.5 4 0.5 02.02.2023 23.03.2023 04.04.2023 06.04.2023 Практическая работа по теме «Определение по «ленте времени» времени (века), в котором происходили исторические события»; Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; Экскурсия в художественный музей, просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору); Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7520/conspect/253249/ Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»; Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://resh.edu.ru/subject/lesson/5735/conspect/290060/ https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-istorii-otechestva-na-temu-istoriya-beskonechnaya-lenta-vremeni-3546788.html 3.9. Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. 2 0.5 0.5 11.04.2023 13.04.2023 Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древней Руси; Экскурсия в художественный музей, просмотр видеофрагментов, иллюстраций и других материалов на темы «Искусство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору); Устный опрос; Тестирование; https://znanio.ru/media/prezentatsiya_po_okruzhayuschemu_miru_na_temu_kultura_byt_i_nravy_rossii_v_xiii_xv_vekah_4_klass_okruzhayuschij_mir166689 3.10. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. 1 0.25 0 18.04.2023 20.04.2023 Учебный диалог по теме «Как выполняли свой долг защиты Отечества в разные исторические времена граждане России (на примере Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны (1941—1945 гг. )»; Устный опрос; Контрольная работа; https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayushemu-miru-4-klass-po-teme-istoriya-otechestva-vydayushiesya-lyudi-raznyh-epoh-kak-nositelibazovyh-n-4083650.html 3.11. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и зарубежом (3— 4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. 1 0.25 0.5 25.04.2023 27.04.2023 Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом»; Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-geografii-na-temu-obekti-vsemirnogo-naslediya-yunesko-v-rossii-3892633.html 3.12. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. 1 0 1 02.05.2023 04.05.2023 Учебный диалог по теме «Как охраняются памятники истории и культуры»; Практическая работа; https://sputnik71.ru/o-tule/dostoprimechatelnosti-tulskoj-oblasti/dostoprimechatelnosti-cherni-i-chernskogo-rajona.html 3.13. Правила нравственного поведения, культурные традиции людей в разные исторические времена. 1 0.25 0.25 11.05.2023 18.05.2023 Создание памятки нравственного поведения; Практическая работа; https://uchitelya.com/obschestvoznanie/174831-prezentaciya-kulturnye-tradicii-i-normy-etiketa-russkoy-narodnosti.html Итого по разделу 37 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 7 16 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. Что изучает астрономия? 1 Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. 0 0.25 01.09.2022 Устный опрос; Практическая работа; 2. Характеристика планет 1 Солнечной системы. Естественные спутники планет.Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. 0.25 0.25 06.09.2022 Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; 3. Что изучает экология? Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. 1 0 0.25 08.09.2022 Устный опрос; Практическая работа; 4. Экологические проблемы и пути их решения. Международная Красная книга (3—4 примера). Правила нравственного поведения в природе. 1 0 0.25 13.09.2022 Устный опрос; Практическая работа; 5. Экологические проблемы 1 и пути их решения. Красная книга России и Тульской области ( по 3— 4 примера). Правила нравственного поведения в природе. 0.25 0.25 15.09.2022 Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; 6. Всемирное природное наследие. Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России. 1 0 0.25 20.09.2022 Устный опрос; Практическая работа; 7. Всемирное природное наследие. Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия за рубежом. 1 0 0.25 22.09.2022 Устный опрос; Практическая работа; 8. Охрана памятников 1 истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Правила нравственного поведения, культурные традиции людей. 0.25 0.25 27.09.2022 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 9. Безопасность. Полезные и вредные привычки. Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек. 1 0 0.25 29.09.2022 Устный опрос; Практическая работа; 10. Безопасность в городе. 1 Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города, поселка. 0 0.25 04.10.2022 Устный опрос; Практическая работа; 11. Безопасность велосипедиста. Правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста). 0.25 0.25 06.10.2022 Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 1 12. Безопасность в городе. 1 Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города. Безопасность на улицах, детских площадках, парках. 0.25 0.25 11.10.2022 Устный опрос; Практическая работа; Диктант; 13. Безопасность в Интернете 1 (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 0.25 0.25 13.10.2022 Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; 14. Что изучает география? Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). 1 0 0.25 18.10.2022 Устный опрос; Практическая работа; 15. Равнины России. Формы земной поверхности: равнины, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). 1 0 0.25 20.10.2022 Устный опрос; Практическая работа; 16. Горы России: общее представление, условное обозначение гор на карте. Охрана природных богатств, растительного и животного мира. Международная Красная книга (3—4 примера). Правила нравственного поведения в природе 1 0.25 0.25 25.10.2022 Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; 17. Водоёмы, их разнообразие 1 (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. 0 0.25 27.10.2022 Устный опрос; Практическая работа; 18. Водоёмы и реки родного края: названия, краткая характеристика. Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом. 0 0.25 08.11.2022 Устный опрос; Практическая работа; 19. Значение водоемов и их 1 охрана. Правила нравственного поведения в природе. 0.25 0.25 10.11.2022 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 20. Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых. Международная Красная книга (3—4 примера). Правила нравственного поведения в природе 1 0 0.25 15.11.2022 Устный опрос; Практическая работа; 21. Как деятельность человека 1 изменяет поверхность суши. Природные заповедники и охраняемые природные зоны России и Тульской области. 0 0.25 17.11.2022 Устный опрос; Практическая работа; 22. Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. Связи в природной зоне. 0 0.25 22.11.2022 Устный опрос; Практическая работа; 1 1 23. Зона арктических пустынь: 1 климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. Связи в природной зоне 0.25 0.25 24.11.2022 Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; 24. Тундра: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. Связи в природной зоне 1 0 0.25 29.11.2022 Устный опрос; Практическая работа; 25. Тайга: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. Связи в природной зоне 1 0 0.25 01.12.2022 Устный опрос; Практическая работа; 26. Зона смешанных и широколиственных лесов: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. Связи в природной зоне 1 0.25 0.25 06.12.2022 Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 27. Лес и человек. Использование и охрана лесных богатств. 1 0 0.25 08.12.2022 Устный опрос; Практическая работа; 28. Степь: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. Связи в природной зоне 1 0 0.25 13.12.2022 Устный опрос; Практическая работа; 29. Пустыня: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. Связи в природной зоне 1 0 0.25 15.12.2022 Устный опрос; Практическая работа; 30. Субтропики: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы. Связи в природной зоне 1 0 0.25 20.12.2022 Устный опрос; Практическая работа; 31. Что изучает история? Человек и общество. История Отечества. 1 0.5 0.25 22.12.2022 Устный опрос; Контрольная работа; Практическая работа; 32. «Лента времени» и историческая карта. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды 1 0 0.25 27.12.2022 Устный опрос; Практическая работа; 33. Как образовалось государство Русь? Картины быта, труда; духовно-нравственные и культурные традиции людей 1 0 0.25 29.12.2022 Устный опрос; Практическая работа; 34. Первые русские князья. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в исторические периоды. 1 0 0.25 17.01.2023 Устный опрос; Практическая работа; 0.25 0.25 19.01.2023 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 35. Культура Руси. Картины 1 быта, труда; духовнонравственные и культурные традиции людей. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Правила нравственного поведения, культурные традиции людей. 36. Нашествие Батыя. 1 Трудные времена на Русской земле. Феодальная раздробленность Руси в середине 12 века. Монгольское иго. 0 0.25 24.01.2023 Устный опрос; Практическая работа; 37. Князь Александр Невский. 1 Защита Северо-Западных рубежей. Битва на Чудском озере. 0 0.25 26.01.2023 Устный опрос; Практическая работа; 38. Куликовская битва. Поход 1 Мамая на Русь. Подготовка объединенного русского войска под командованием московского князя Дмитрия Ивановича. Поединок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск. 0.25 0.25 31.01.2023 Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; 39. Иван Третий. 1 Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого независимого Российского государства со столицей в Москве. Кремль - символ Москвы. Герб . 0 0.25 02.02.2023 Устный опрос; Практическая работа; 40. Иван IV. Расширение территории России при Иване Грозном . Мастер печатных дел. Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Федоров. Здравствуй, Сибирь! 0 0.25 07.02.2023 Устный опрос; Практическая работа; 1 41. Как жили на Руси в XVXVI вв. Картины быта, труда; духовнонравственные и культурные традиции людей. Выдающиеся люди как носители базовых национальных ценностей. Правила нравственного поведения, культурные традиции людей . 1 0.25 0.25 09.02.2023 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 42. 1 0 0.25 14.02.2023 Устный опрос; Практическая работа; 1 0 0.25 16.02.2023 Устный опрос; Практическая работа; Михаил Васильевич 1 Ломоносов. Биография Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета. 0 0.25 21.02.2023 Устный опрос; Практическая работа; 0.25 0.25 28.02.2023 Устный опрос; Практическая работа; Диктант; Патриоты России. Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова. 43. Петр Великий. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Петр первый российский император. 44. 45. Екатерина Великая. 1 Екатерина продолжательница реформ Петра. Личные качества императрицы. Продолжение строительства Петербурга. Дворяне и крепостные крестьяне. Знаменитые военачальники. 46. Отечественная война 1812 1 года. Вторжение в Россию армии Наполеона. Отступление русской армии. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Пожар Москвы. Партизанское движение. Победа над Наполеоном. 0 0.25 02.03.2023 Устный опрос; Практическая работа; 47. Страницы истории 19 века. 1 Декабристы, основные идеи движения, выступление 14 декабря 1825 года. 0 0.25 07.03.2023 Устный опрос; Практическая работа; 48. Освобождение крестьян от 1 крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Технические достижения России в 19 веке. 0 0.25 09.03.2023 Устный опрос; Практическая работа; 49. Новые времена в жизни 1 страны. Россия вступает в 20 век. Николай второй последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Февральская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков. 0.25 0.25 14.03.2023 Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 50. Наиболее значимые 1 объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом (3—4 объекта). Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. 0.25 0.25 16.03.2023 Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 51. Страницы истории 1920 - 1 1930 -х годов. Образование Советского Союза. Переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Изменения в жизни города и деревни. Репрессии 1930 -х годов. 0 0.25 21.03.2023 Устный опрос; Практическая работа; 52. Великая Отечественная война и великая победа. «Всё для фронта! Всё для победы». Героическая летопись Великой Отечественной. Выдающиеся полководцы как носители базовых национальных ценностей 0.25 0.25 23.03.2023 Устный опрос; Письменный контроль; Практическая работа; 53. Тыл в годы войны. Победа 1 над фашизмом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Правила нравственного поведения, культурные традиции людей. 0 0.25 04.04.2023 Устный опрос; Практическая работа; 54. Восстановление народного 1 хозяйства. Героический труд людей в послевоенное время. 0.25 0.25 06.04.2023 Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; 1 55. Научные достижения ХХ века. Страна, открывшая путь в космос. Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин первый космонавт Земли. Космическая станция "Мир". МКС. Развитие СССР до 1980 -х годов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР. 1 0 0 11.04.2023 Устный опрос; Практическая работа; 56. Президент РФ — глава 1 государства Понятие о федеративном устройстве России. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Политикоадминистративная карта России. 0 0.25 13.04.2023 Устный опрос; Практическая работа; 57. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина РФ.Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка. 1 0.25 0.25 18.04.2023 Устный опрос; Практическая работа; Тестирование; 58. Россия многонациональная страна. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Святыни родного края. 1 0.25 0.25 20.04.2023 Устный опрос; Практическая работа; 59. Мы - граждане России. Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. 1 0 0.25 25.04.2023 Устный опрос; Практическая работа; 60. Символы России и твоего 1 края. Государственные герб, флаг, гимн. Их история, значение в жизни государства и общества. Уважение к государственным символам - уважение к родной стране. 0 0.25 27.04.2023 Устный опрос; Практическая работа; 61. 0.25 0.25 02.05.2023 Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Государственные 1 праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. 62. Современная Россия. Дальний Восток. Общая характеристика края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. 1 0 0.25 04.05.2023 Устный опрос; Практическая работа; 63. 1 0 0.25 11.05.2023 Устный опрос; Практическая работа; Сибирь. Общая характеристика края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. 64. Урал. Общая характеристика края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. 1 0 0.25 16.05.2023 Устный опрос; Практическая работа; 65. Северные города России. Общая характеристика края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. Политикоадминистративная карта. 1 0 0.25 18.05.2023 Устный опрос; Практическая работа; 66. ВПР 1 1 0 23.05.2023 ВПР; 67. Города Центральной России. Политикоадминистративная карта. Общая характеристика края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. 1 0 0 25.05.2023 Устный опрос; Практическая работа; 68. Города на Волге и юге России. Политикоадминистративная карта. Общая характеристика края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники. 1 0.25 0 30.05.2023 Устный опрос; Практическая работа; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 7 16 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для ОО в 2 ч. М.: Просвещение, 2020 Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2 ч. М.: Просвещение, 2022 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для ОО в 2 ч. М.: Просвещение, 2020 Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2 ч. М.: Просвещение, 2022 Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 4 класс. Плешаков А.А. Рабочая программа по окружающему миру. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ https://uchi.ru/ Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru https://www.yaklass.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Ноутбук Интерактивная панель Пробуки для обучающихся ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения. Глобус Физическая и политическая карта РФ Карта природных зон Гербарии